Журнал с картинками и секретиками (lenavoronova) wrote,
Журнал с картинками и секретиками
lenavoronova

Category:

Авиньонские девицы


Найдя это полотно... немного изумилась, затем, решила найти объяснение... для себя... почему птицы у Пикассо мне нравятся больше, чем люди. В словаре изобразительного искусства говорится следующее -

Эта картина, написанная в течение нескольких дней, — одно из главных произведений XX века.
(да, это потрясение - одно из главных...)
Она стала метафорой авангардного искусства, отчасти началом, предтечей кубизма. Важно и то, что она взорвала обывательское, и не только, представление о живописи, о красоте, о женщине.
Это был шок для публики, знавшей Пикассо, но и путь к свободе — и опять новаторский, ошеломляющий стиль. Казалось, художник представил апокалиптических чудовищ со зловещими лицами-масками. Они, почти лишенные пола, тем не менее вырастают на полотне как пугающие создания дикой природы, фетиши агрессивной эротики, рожденной новой эпохой.

Название картины навеяно барселонским борделем в квартале Калле д'Авиньон и появилось намного позже самого полотна. Оно было дано другом художника, поэтом Андре Сальмоном.

Гийом Аполлинер был потрясен «Авиньонскими девицами». Он первым понял, что находится у истоков необычного искусства. Аполлинер привел в мастерскую Пикассо Жоржа Брака, который тут же написал «Обнаженную» — отклик на работу Пикассо. Так же поступил и другой французский художник, Андре Дерен. А вот Анри Матисс был рассержен. Он увидел в картине Пикассо пародию на поиски новых выразительных средств живописи.

Недоумение и восторг, гнев и удивление — такова была реакция на рождение кубизма. В картине все необычно. Крайняя фигура слева имеет нечто общее с египетскими и ассирийскими рельефами. Две центральные женщины — парафраза росписей романских храмов испанской Каталонии, в них есть какой-то мистический лиризм. Правые фигуры с вывернутыми лицами напоминают участников какого-то жуткого ритуала, навеянного африканской скульптурой. Впрочем, увлечение искусством черного континента возникло не случайно.

Осенью 1907 г. в Париже была открыта большая выставка, посвященная быту и культуре народов Африки, вызвавшая огромный интерес французов, и от ликов «девиц», несомненно, веет этим внеевропейским искусством. Ритуальные африканские маски обрели в картине испанца новое бытие. Полотно превращается в некое пространство с таинственными, почти бесполыми и пугающими существами. Застылые фигуры — идолообразны. Они завораживают, требуют молчаливого предстояния. Стоит обратить внимание и на руку в верхнем левом углу композиции, отодвигающую занавес. Она не принадлежит ни одной из «девиц». Эта таинственная рука — какого-то существа из-за кулис, распорядителя зрелища.

Пикассо создал загадочные и мрачные образы, подавляющие мысли, чувства и инстинкты. С тех пор критики стали говорить о «демонизме» в творчестве Пикассо. В пластическом плане задачей художника стало изображение объемной формы на плоскости, расчленение ее на геометрические элементы, а также поиски экспрессивной деформации и гротеска. Он абсолютно свободно комбинирует и «играет» с объектами изображения, насыщая их жутковатой агрессией и мощной силой.

Художественный язык «Авиньонских девиц» сложен. Им присущи еще охристо-розовые тона (тела женщин) и синеватый фон, восходящий к «розовому» и «голубому» периодам творчества. Отдельные элементы рисунка, угловатого и предельно острого, напоминают работы Матисса. Группировка фигур, возможно, навеяна одной из известных композиций – «Купальщицы» Поля Сезанна, ставшего вдохновителем для многих художников-кубистов. Именно у него впервые наметилась геометризация форм предметов — эксперимент, замеченный художниками-авангардистами.

В картине есть, несомненно, аллегоричность и какая-то зашифрованность, переплетение новаторского и традиционного, что позволило художнику Анри Руссо сказать даже о «египетском стиле» Пикассо. И все же тут царство «другой материи», из которой все возникает и где господствует стихийное, варварское начало, а история земного бытия уходит в далекие мифологические времена. Так в чем же значение этой столь шокировавшей тогда публику картины?

Существует мнение, что авангард XX века начался именно с кубизма, когда было покончено с изображением реальности, когда стала создаваться новая реальность и язык нефигуративной живописи. Критики даже обозначали кубизм как художественную революцию, сравнимую с переменами сознания эпохи Возрождения. С другой стороны, он объявлялся одновременно и ниспровергателем послеренессансной традиции, завершившейся в живописи импрессионистов. Сам Пикассо, как известно, в свойственной ему парадоксальной манере подчеркивал традиционность этого искусства: «Кубизм ничем не отличается от прочих школ живописи. Он всегда держался границ и пределов живописи; рисунок, композицию, цвет кубизм понимает в том же смысле и применяет таким же образом. Но не так…» Без сомнения, язык «Авиньонских девиц» нов и необычен, он стал значительным событием европейского искусства. Однако не стоит преувеличивать роль направления, к которому принадлежит картина. Это лишь одна из школ многоликого авангарда.

искусствоведческий словарь
Tags: Интернет, другая жизнь, интересы, искусство, наблюдения, рисунки
Subscribe
promo lenavoronova september 14, 2019 10:40 6
Buy for 30 tokens
Приглашаю на субботние трансляции (ютуб) в 15 часов по московскому времени. Говорим о людях, временах, нравах. Слушаем советы Ангелов - Хранителей и других Небесных помощников. https://www.youtube.com/user/LenaVoronova1 ...Чудеса есть - их просто нужно увидеть... С любовью, писатель эзотерик Лена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments